ICO КРИПТОВАЛЮТ

ICO, Initial coin offering (с англ. — «первичное предложение монет, первичное размещение монет») — форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалюты, вовлечение инвесторов (в частности — обычных людей) в стартап, связанный с разработкой и продвижением какого-либо сервиса, технологии или платформы с криптовалютой. Встречается также форма «первичного предложения токенов». Помимо этого термин ICO часто заменяется словом «краудсейл». ICO является одной из форм краудфандинга — коллективного финансирования.

Цифровые токены — это виртуальные «заменители коинов», которые распродаются на ICO или даются бесплатно, а в последствии могут быть обменены их владельцами на новые криптокоины.

Что такое ICO криптовалюты простыми словами — это предварительная распродажа криптовалюты по определенной цене, которая должна значительно вырасти в дальнейшем. Именно это дает большую перспективу многих людям вкладывать деньги в «перспективное увеличение своего капитала».

Термин «ICO» образован по аналогии с IPO (англ. Initial Public Offering — первичное публичное предложение акций). Основное отличие в том, что инвесторы в IPO приобретают ценные бумаги (акции) за фиатную валюту, а в случае ICO в качестве акций выступает внутренняя валюта проекта – токен. Главная задача инициаторов криптовалютного краудфандинга – продать как можно большее количество токенов. Вернее, продать достаточное количество монет для развития своего проекта. Их реальная стоимость остается неопределенной до момента выхода проекта на биржу.

Основные отличия ICO от IPO:

  • при ICO отсутствует на сегодняшний день государственное регулирование, характерное для IPO и любых других публичных финансовых и инвестиционных видов деятельности;
  • покупатели токенов и криптовалют могут иметь права, отличные от тех, которые есть у покупателей/владельцев акций. В частности, токены могут быть как дивидендными и давать право на участие в будущей прибыли компании, так и исключительно утилитарными, т.е. дающими право обменять токены на услуги или товары компании.

Процедура выхода на ICO обычно имеет несколько этапов:

  • Предварительный анонс. Инициаторы ICO рассказывают публике в общих чертах свою идею. На этом этапе она существует только на бумаге или даже в головах команды стартапа. «Прощупывается» уровень интереса инвесторов к проекту, даются ответы на базовые вопросы. Анонсы проводятся в электронных СМИ, социальных сетях, а также в виде конференций. Ведется дискуссия между инвесторами и авторами идеи.

  • Оферта. Это предложение о сотрудничестве. В случае с ICO – об инвестировании. Несмотря на всю свободу формы ICO и отсутствии регулирования, оно должно быть прикреплено к какому-то юридическому лицу. Именно от его имени и поступает оферта. Оглашаются сроки реализации идеи, необходимая сумма для этого, эмиссия токенов. Для этого создается отдельный сайт или презентация. Иногда проводится предварительные закрытые продажи токенов. В такой способ собираются инвестиции для официального запуска.

  • Маркетинговая кампания. Когда к запуску ICO почти все готово, начинает раскручиваться рекламный «маховик». В отличии от предварительного анонса, здесь стартап уже может рассказать больше о своем продукте/услуге, раскрыть условия инвестиций, цели, технические детали. Для рекламы используются различные каналы: электронные СМИ, социальные сети, презентации, тематические порталы.

  • Старт продажи. Полноценный запуск продажи токенов еще называют краудсейлом или токенсейлом. Изначально стартап предлагает инвесторам приобрести токен внутри своей платформы (сайт). Позже продажи запускаются на общедоступных криптовалютных биржах. Выход токена ICO-стартапа на биржу считается своеобразным доказательством состоятельности проекта. Хотя далеко не всегда это означает, что он будет успешен.

Все это очень напоминает стандартный краудфандинг или венчурное инвестирование. Вы вкладываете средства в стартап на этапе зародыша. Вам рассказывают идею, оглашают условия инвестирования. В случае успеха проекта вы получаете свои дивиденды. Однако ICO никак и никем не регулируется и обязательно связано с технологией блокчейн или криптовалютой. Это не значит, что проект обязательно должен заниматься разработкой в области финтеха. Даже для чебуречной можно провести ICO, если она как-то связана с блокчейн.

Большинство проектов используют смарт-контракты платформы Ethereum и инвестирование происходит именно в ETH, реже в других криптовалютах, еще реже в фиате. Потенциальный выхлоп от ICO может быть 100-1000-10000 кратным в сравнении с первоначальными инвестициями.

Данный вид краудфандинга зародился недавно. Если первая криптовалюта Bitcoin появилась в 2008-м году, то первое ICO было проведено в 2013-м. Гордое звание первооткрывателя носит проект Mastercoin (ныне Omni). Ему удалось собрать солидные 5 миллионов долларов.

Появление ICO связано с общей популяризацией криптовалют и общедоступностью этого вида краудфандинга. Достаточно иметь средства (собственные или привлеченные) и идею, чтобы инициировать ICO.

Вот перечень «неписанных» правил для создания ICO:

  • Обоснование необходимости инвестиций и выпуска токенов;
  • Раскрытие модели развития стартапа и технических моментов работы;
  • Анонс необходимого размера инвестиций и примерные статьи расходов;
  • Наличие бета-версии еще до запуска ICO, чтобы публика могла оценить продукт;
  • Публичность команды проекта. Это вызывает больше доверия у сторонних инвесторов;
  • Описание механизма добычи токенов и их ценность внутри системы;
  • Применение Escrow-счета для сбора инвестиций – то есть, использования третьей стороны для привлечения капитала.

Термины, используемые в ICO

В ICO, как и в любой специфической нише, есть свои обозначения, непонятные простому обывателю. Давайте расшифруем их.

Pre-ICO или Pre-Sale – это привлечение инвестиций еще до начала самого ICO. Во время пресейла стоимость токенов традиционно ниже. Стартап в такой способ собирает дополнительные средства для проведения основной части ICO. Инвесторы получают бонусы и скидки. PRE-ICO не так активно рекламируется, как основное монетное предложение. Многие инвесторы рассматривают эту стадию, как потенциально выгодную для себя. Они получают токены по низкой стоимости, а потом продают их, как только монеты начинают торговаться на биржах. Это одна из форм краткосрочного инвестирования.

Краудсейл (CrowdSale)  – это основной этап продажи монет, то есть, сам ICO. Его используют сами стартапы для повышения уровня доверия к своему проекту, так как с ICO у потенциальных инвесторов могут быть плохие ассоциации из-за нечистых на руку проектов. Продажи токенов ведутся на внутреннем уровне – через платформу (сайт) стартапа, либо прямо на криптовалютных биржах.

Баунти (Bounty) – это вознаграждение, предлагаемое создателями ICO за определенные услуги. Проще говоря, стартап дает человеку свои токены за его вклад в развитие проекта. Что это может быть? Например, адаптация, вычитки и подготовка документации или пресс-релизов ICO либо переводы рекламных материалов и другого контента на разные языки. Также это может быть реклама проекта на сайтах, форумах и в социальных сетях. Простая регистрация в ICO – даже за это отдельные проекты выдают баунти. Реферальные программы, решение технических проблем, программировани. За свой вклад в развитие ICO вы получите какое-то количество токенов.

White Paper (белая книга) – это своего рода описание ICO. В нем подробно раскрывается суть идеи, насколько она инновационная и перспективная. Описываются методы ее реализации – раскрываются технические, маркетинговые детали стартапа. Рассматривается ниша и другие важные аспекты, которые могли бы заинтересовать потенциального инвестора. Для составления WhitePaper нередко нанимают консультантов со стороны. Это своего рода «брошюра», после прочтения которой, человек понимает всю суть проекта.

DAO – децентрализованная сеть, созданная для поддержки краудфандинговых проектов (ICO) на базе смарт-контрактов криптовалюты Ethererum. Фактически, она создавалась как площадка, участники которой могли выбирать интересные проекты для инвестирования. То есть ICO для ICO. Платформе удалось собрать 150 000 000 долларов инвестиций, из которых 50 миллионов было украдено из-за погрешностей в исходном коде. Из-за этого возник хардфорк Ethereum. Попытка «откатить» блокчейн обернулась образованием новой криптовалюты Ethereum Classic, так как консенсуса между участниками в сети достигнуто не было.

Roadmap (дорожная карта, карта развития) – это хронология развития проекта. Первой точкой «карты» считается момент анонса идеи и начала сбора инвестиций. Roadmap отображает как пройденные этапы, так и запланированные события ICO. Такие как старт продаж, выход на биржу, достижение определенной цели. Вот пример RoadMap одного из проектов:

Дорожная карта ICO

Юрисдикция – у любого ICO есть юрисдикция, у которой он привязан. То есть страна, где зарегистрировано юридическое лицо, инициировавшее ICO. Это один из немногих «правовых» моментов криптовалютного краудфандинга. ICO сопряжено с определенными налоговыми обязательствами и отчетностью. Самые выгодные условия созданы в таких юрисдикциях как Сингапур, Великобритания и Швейцария. В связи с этим, ряд проектов из стран СНГ регистрируются там и формально являются заграничными.

Скам – мошеннический проект, целью которого является привлечение средств путем ICO без дальнейшего развития своей идеи. ICO в данном случае просто служит методом обогащения мошенника. Пример скама – Ebitz, почти полный клон криптовалюты Zcash. Мошенникам удалось собрать через ICO 240 биткоинов.

Привлекательность инвестирования в ICO

Чем ICO так привлекает инвесторов? Как и всегда – потенциальными дивидендами. В рамках ICO реально получить 100 и 1000-кратную прибыль. Примеров таких стартапов масса. Тот же Ethereum или IOTA.

Вокруг криптовалют создался позитивный бэкграунд. В СМИ регулярно появляются сообщениям о том, что какой-то миллиардер, вроде Ричарда Брэнсона или Марка Кьюбана, инвестирует в криптовалюты или даже ICO. Это повышает уровень доверия к криптовалютному краудфандингу.

Не стоит отбрасывать и «отраслевые» моменты. Например, криптовалюта гарантирует анонимность. Инвестор вкладывает определенную сумму, о которой знает только он сам. Даже в самом проекте никто не в курсе личных данных вкладчиков. Ведь инвестиции производятся в криптовалюте. А значит, это все происходит быстро и анонимно. Никаких документов, выписок из банков – не нужно ничего.

Для участия в капитале крупной компании (покупки хотя бы 1 акции) приходится выкладывать солидные деньги. На это не каждый может пойти. В ICO все намного доступнее. Размер инвестиции начинается с маленьких сумм. Иногда хватает даже несколько долларов для покупки приличного количества токенов. А ведь еще есть и Bounty, что делает получение токенов условно бесплатным.

КАК ВЫБРАТЬ ICO?

Выбирая ICO, очень внимательно изучите идею, кто является организатором, есть ли у тих людей экспертиза в области криптовалют и соответствующих технологий. Нужно постараться насколько жизнеспособна и применима идея, которую хотят реализовать.

Если разработчики предоставляют продукт, то также стоит внимательно ознакомиться с ним. Не исключено, что таким образом авторы ICO просто пускают пыль в глаза. В общем нужно понимать, что ICO — это не волшебный ящик куда можно положить деньги и вытащить через время в десять или даже сто раз больше. Бывает так что тема «не взлетает», и к этому нужно быть готовым.

В целом все должно быть выполнено качественно и внушать доверие. В противном случае — не участвуйте в ICO.

Ну и напоследок хотелось бы напомнить об одном из важнейших правил инвестирования — вкладывайте только свободные средства, которые вам не критично потерять. Это правильно отлично относится к ICO.

КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ICO?

  1. Регистрируетесь в любом или в нескольких ICO-проектах, которые будут представлены на канале @Crypto-Investor24.
  2. Покупаете монеты на сумму, которую Вам не жалко было бы потерять ($10, $100, $1000).
  3.  Забываете про них на 3-6 месяцев (можно мониторить новости, вдруг выстрелят раньше).
  4. Когда монеты выйдут на биржу и Вас будет устраивать курс продажи — переводите монеты на биржу и продаёте.
  5. Фиксируете прибыль.
  6. Качественное ICO — это минимум вложений и максимум прибыли!

Подготовка к участию в Bounty, AirDrop